Программа развития МБОУ ДОД ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детский образовательно-оздоровительный (профильный ) центр «Олимп»
ЗАТО Видяево
Наименование программы
|
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский образовательно-оздоровительный (профильный ) центр «Олимп» ЗАТО Видяево
|
Заказчик программы
|
Отдел образования администрации ЗАТО Видяево
|
Разработчик программы
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский образовательно-оздоровительный (профильный ) центр «Олимп» ЗАТО Видяево
|
Цель программы
|
Способствовать самосовершенствованию, познанию и творческому развитию занимающихся, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям, развитию личности ребенка, как неотъемлемой ценности и уникальности, профессиональному самоопределению.
|
Задачи программы:
|
1. Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
2. Формирование специальных знаний, умений, удовлетворения образовательных потребностей;
3. Формирование здорового образа жизни;
4. Развитие познавательного интереса;
5. Формирование общественной активности, реализация в социуме;
6. Создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов.
|
Сроки реализации программы
|
2008 – 2013 гг.
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Разностороннее развитие занимающихся в системе дополнительного образования
|
I. Историческая справка.
Постановлением Главы Зато Видяево № 54 от 26.12.2001 года был создан
Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФ)- учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности.
На должность директора ДЮКФП была назначена Коцегуб Светлана Ивановна. На момент открытия учреждения в клубе работало 8 человек из них 5 педагогов имеющих высшее образование и 1 среднее специальное.
Было открыто 5 спортивных секций (футбол, волейбол, баскетбол, оздоровительная гимнастика, оздоровительная аэробика).
Основной целью работы учреждения являлось комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровление детей, подростков и молодежи, направленное на физическое и духовное совершенствование и формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Для достижения цели учреждения, требовалось решение следующих задач:
- создание спортивной базы;
- развитие организационно-управленческой и финансовой базы;
- вовличенее максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом.
В 2007г. Детско –юношеский клуб физической подготовки Постановлением Главы Муниципального образования № 878 от 30. 11.2007г.был переименован в Детский оздоровительно-образовательный (профильный)центр «Олимп» муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Особенностью деятельности учреждения дополнительного образования детей является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия ,избирательности учащимися своего образовательного пути. Режима, уровня и конечного результата.
Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе ДОО(П)Ц «Олимп» особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивной -разделенной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения методики активного и интенсивного обучения.
В связи с этими основными задачами деятельности ДОО(П)Ц «Олимп» по воспитанию и развитию детей являются:
- активное содействие физическому, духовному воспитанию всестороннее развитых граждан России с крепким здоровьем и высоким уровнем подготовки к труду и службе в Вооруженных Силах;
- обеспечение необходимых условий для поддержки наиболее одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их к жизни в обществе;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, с целью утверждения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и правонарушений.
С целью реализации задач деятельность центра проводилась согласно плану работы по нескольким направлениям:
1. Реализация учебных программ различной направленности;
2. Организация методической работы педагогов дополнительного образования;
3. Воспитательная работа, которая включает профилактику вредных привычек и оздоровление детей а также гражданско-патриотическое воспитание.
4. Мониторинг и контроль результатов деятельности.
Свою деятельность ДОО(П)Ц «Олимп» реализует в четырех направлениях:
· Физкультурно – спортивное: футбол, баскетбол, шахматы, плавание спортивно - оздоровительная аэробика, оздоровительная гимнастика, цирковая студия .
· Военно-патриотическое: « Юный спасатель», борьба, самбо, стрельба.
· Спортивно-техническое: картинг.
· Туристко-краеведческое: спортивное ориентирование.
Участвуя в реализации муниципальных программ воспитания, в ДОО(П)Ц «Олимп» проходит работа по двум направлениям:
1. Профилактика вредных привычек, формирование навыков здорового образа жизни;
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
Результативность работы в данном направлении отслеживается по участию наших воспитанников в традиционных спортивных соревнованиях.
Возросло количество спортсменов и результативность участия в областных, региональных и всероссийских соревнованиях.
Ценностные приоритеты и основные тенденции развития
Предполагаемые изменения будут происходить на основе базовой ценностной ориентации – личностно-ориентированного подхода в выстраивании взаимоотношений воспитанников и преподавателей ДОО(П)Ц «Олимп», позволяющей занимающимся достигать успешности и полноценного личностного развития.
Ценности выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать жизнь ребенка плодотворной. Ценностные ориентиры формируются в процессе соотнесения личного жизненного опыта с бытующими в данном обществе моральными и культурными образцами и выражают конкретное понимание смыслов человеческого существования.
В ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево признаются системообразующими такие ценности образования как:
1. Ценность жизни, ценность человека;
2. Ценность личности ребёнка;
3. Ценность личности педагога – человека, Мастера, способного нести высокую образовательную миссию;
4. Ценность человеческого общения и взаимной поддержки;
5. Ценность сопереживания (прежде всего любви) и ценность гуманности в человеческих отношениях;
6. Ценность признания возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого;
7. Ценности творчества, ценность совместного неразрушительного творчества – сотворчества;
8. Ценность развития; ценность многообразия как одного из условий реализации свободы выбора;
9. Ценность дополнительного образования как особого типа образовательной системы.
Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево, как учреждения дополнительного образования детей. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых образовательных программ. Структура учреждения определяется заявленными ценностными ориентациями, заказом ребёнка, семьи, государства и социума.
В своей деятельности МОУ ДОД ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево руководствуется следующим принципами:
1. Открытость и гибкость ДОО(П)Ц «Олимп» как образовательной системы;
2. Вариативность и многоуровневость содержания образования;
3. Динамичность преобразований в содержании, методах, формах, средствах образования.
ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево осуществляет свою деятельность в соответствии с:
1. Действующим законодательством РФ;
2. Типовым положениям об организации работы детских центров ;
3. Приказами Министерства образования и науки РФ;
4. Договором с учредителем;
5. Уставом ДОО(П)Ц «Олимп» ;
6. Планом работы ДОО(П)Ц «Олимп» ;
7. Нормативными актами директора ДОО(П)Ц «Олимп»;
Развитие ДОО(П)Ц «Олимп» строится на принципах демократии и гуманизма, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера образования с учетом запросов учащихся и его семьи.
Содержание дополнительного образования детей в ДОО(П)Ц «Олимп» определяется согласно нормативно правовых основ регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования, а так же программ, разрабатываемых, утверждаемых и реализуемых в ДОО(П)Ц «Олимп» самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Содержание деятельности ДОО(П)Ц «Олимп» включает:
1. Групповые учебные занятия;
2. Участие в соревнованиях и матчевых встречах;
3. Индивидуальная и судейская практика;
4. Медико-воспитательные мероприятия;
5. Прием контрольных нормативов.
Адаптированные учебные программы, по которым работают преподаватели ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево, служат основой для эффективного построения подготовки спортивных резервов и характеризуется:
1. Физкультурно-спортивной направленностью;
2. Направленностью на реализацию принципов: вариативности, достаточности и сообразности, комплексности;
3. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному»;
4. Направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Годовой календарный план утверждается директором ДОО(П)Ц «Олимп» ЗАТО Видяево с учетом мнения педагогического совета центра и рассчитан на 36 недель.
ДОО(П)Ц «Олимп» работает по графику 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным. Продолжительность академического часа в одной группе составляет 45 мин. Продолжительность тренировочного занятия и число занимающихся в группе зависит от этапа подготовки и года обучения спортсменов.
Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается администрацией ДОО(П)Ц «Олимп» с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, возможностей использования арендуемых спортивных сооружений.
Учебный год в ДОО(П)Ц «Олимп» начинается с 1 сентября, заканчивается 26 мая .
Зачисление и перевод спортсменов на очередной год обучения и этап подготовки производится приказом директора ДОО(П)Ц «Олимп» в сентябре.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
Одна из основных задач учреждения- создание условий, стимулирующих стремление педагога к педагогическому совершенствованию. Можно выделить составляющие этого процесса:
- компетентность педагогов в предметной спортивной области.
- теоретические занятия по вопросам педагогики и психологии.
Творческая самостоятельность, включающая в себя авторскую деятельность.
Этому способствуют следующие формы ДОО(П)Ц «Олимп»:
- педагогический совет.
- курсы повышения квалификацию
- посещение открытых учебно-тренировочных занятий коллег.
- изучение педагогической и методической литературы и др.
Реализуя основную цель своей деятельности- формирование навыков здорового образа жизни и развитие физических качеств детей и подростков методической службой проводится согласно плана.
Текущий анализ деятельности и состояние учебно-воспитательного процесса, который позволил обновить структуру МС( созданные две ТГ ПДО физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой направленности) определен перечень документов необходимой отчетности ( информационные справки, планирование курсов повышения квалификации, документы по аттестации, банк данных учреждения, планирование работы ПДО, посещение учебно-тренировочных занятий, отчеты о соревнованиях, рабочие программы и др.); анкетирование по вопросам прохождения курсовой подготовки.
В межкурсовой период играет большую роль организация индивидуальной и микрогрупповой работы ПДО и текущего консультирования педагогов. Методическая помощь оказывается вновь принятым молодым педагогическим работникам.
Методический совет принимает непосредственное участие в разработке положений к соревнованиям, организует разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций. Это является одним из условий , повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
№п\п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1. |
Провести экспертизу программно-методического обеспечения образовательного процесса. |
|
Администрация ДОО(П)Ц «Олимп» |
2. |
Проведение смотра-конкурса образовательных программ. |
Весь период. |
Администрация ДОО(П)Ц «Олимп» |
3. |
Создание модифицированных программ. |
Весь период. |
Педагоги дополнительного образования. |
4. |
Взаимодействие педагогов в реализации целевых программ:
|
В течение всего периода. |
Администрация ДОО(П)Ц «Олимп». |
5. |
Работа с дошкольниками учреждениями. |
Весь период. |
Педагоги дополнительного образования |
6. |
Проведение муниципальных, межмуниципальных, областных соревнований по направлениям: - физкультурно-спортивное - военно- патриотическое -туристко- краеведческое - спортивно-техническое |
Ежегодно |
Педагоги дополнительного образования |
Одним из объективных показателей качества образовательных услуг предлагаемых занимающимся центром в рамках своей деятельности, являются результаты выступлений на соревнованиях. Результаты выступлений сборных команд и ведущих спортсменов в городских, областных, всероссийских, международных соревнованиях свидетельствуют о росте положительной мотивации к занятиям спортом, о процессе формирования ценностного отношения к нему. Соревнования различного уровня являются неотъемлемой, трудоемкой, многолетней подготовкой спортсменов.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
№п\п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1. |
Разработка системы мониторинга образовательной деятельности. |
2009-2010г. |
Администрация ДОО(П)Ц «Олимп». |
2. |
Утверждение образовательных программ на методическом совете. |
Весь период |
Директор ДОО(П)Ц «Олимп». |
3. |
Укрепление материально-технической базы. |
Весь период |
Администрация ДОО(П)Ц «Олимп». |
Проблемы и факторы, сдерживающие развитие ДОО(П)Ц «Олимп» - Отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения, будет приводить к тому, что результативность воспитанников станет ниже, также возможна оптимизация.
- Есть необходимость в частном транспорте для перевозки занимающихся к местам проведения соревнований.
Позиция центра
¨ из признания того, что центр – образовательное учреждение дополнительного образования, призванное обеспечивать дополнительные образовательные потребности микросоциума;
¨ вследствие первого необходимо изучение, анализ этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей центра по их удовлетворению – с другой;
¨ удовлетворять дополнительные образовательные потребности микросоциума необходимо на высокой планке качества. Центр должен быть конкурентоспособным и престижным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне;
¨ Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях педагогического пространства центра
Финансирование Программы развития
1. Местный бюджет
2. Принятие спонсорской помощи
Нормативно-правовая база Программы развития
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
3. Концепция модернизации Дополнительного образования
детей Российской Федерации
4. Конвенция о правах ребенка
5. Устав муниципального образовательного учреждения
План деятельности по реализации программы развития центра
I. Оптимизация учебно-воспитательного процесса
II. Работа с кадрами
III. Работа с одарёнными детьми
IV. Формирование физически здоровой личности
V. Оптимизация ресурсного обеспечения
VI. Совершенствование структуры и содержания управления центра
VII. Финансовый план
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
В настоящее время педагогический коллектив ДОО(П)Ц «Олимп» сотрудничает более чем с 25 различными учреждениями, организациями, образовательными учреждениями. Наиболее тесные отношения налажены с СОШ, ДОУ, В\Ч, ДОФ, АСС, СОК «Фрегат», областным спорткомитетом, ДЮСШ, Центрами дополнительного образования детей.
Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество в период подготовки спортивно-массовых мероприятий: фестивалей, праздников, соревнований, туристических слетов, конференций, экскурсий, конкурсов, акций, операций.
Активно используя современные информационные технологий с электронной почтой и Интернет- доступом деятельность ДОО(П)Ц «Олимп» может выйти на более современный, эффективный уровень, что позволит более оперативно и качественно осуществлять связь с различными учреждениями, СМИ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
ДОО(П)Ц располагается на первом этаже дом№1 на улице Центральной, имеет учебный класс, раздевалка, тренажерный зал, административное помещение на Центральной дом6 на первом этаже, на втором учебный класс, медицинский кабинет, кабинет завхоза, подсобные помещения, тир на ул. Заречная д. 60, на ул. Заречная 12 спортивная площадка. Арендуемые спортивные базы СОК «Фрегат»: аквазона, универсальный спортивный зал, СОШ корпус № 1,2 (3 спортивных зала).
Все помещения оборудованы для занятий необходимыми инвентарем: тренажеры, винтовки, шахматные доски, оборудование для спортивно-массовых мероприятий, для занятием плаванием, игровых видов спорта.
В достаточном количестве имеются телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, музыкальные центры.
Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 5 лет численность занимающихся сократилась более чем на 40 процентов, что оказало и продолжит оказывать влияние на контингент занимающихся.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году по отношению к 2009 году может снизиться более чем на 40 процентов.
Происходит снижение численности контингента преподавателей, при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности преподавательского состава на 20-30 процентов.
В системе образования сохраняется большое число педагогов пенсионного возраста.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации.
В России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.
Ожидаемый результат:
- сохранение контингента занимающихся до 417 человек в год;
- подготовка победителей и призеров детских и юношеских чемпионатов и первенств области и ЗАТО;
- подготовка спортсменов – разрядников;
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка.
- сохранение и развитие направлений работы центра.
- обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей в городе и сельской местности.
улучшение качественного состава кадров ДОО(П)Ц «Олимп».
- обновление содержания дополнительного образования.
повышение эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формирование здорового образа жизни.
повышение уровня воспитанности детей посредством реализации концепции воспитательной системы.